Пензенский драматический театр - Форум
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Театрально-концертный этикет

Перейти вниз

Театрально-концертный этикет Empty Театрально-концертный этикет

Сообщение автор Нефёдов Вячеслав Виктор. Вс Мар 03, 2013 4:08 pm

Во многих случаях знакомство с ПДТ начинается ещё дома с разговора о красивом здании театра или знакомства с его сайтом. Вспомним и слова Н. В. Гоголя: "Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра". После чего, узнав цены на спектакли и концерты, мы направляемся в кассу театра. Она уютно расположена на улице Бакунина, слева от главного входа, если стоять на Московской улице лицом к театру. Перед приобретением билетов следует внимательно изучить план зала, который висит рядом с окошком кассы, и выбрать удобные для вас места. Следует обратить внимание, что с некоторых мест в большом зале ограничена видимость сцены. Пожалуйста, ещё до покупки билетов спросите об этом у кассира. Если нет возможности свободного выбора, и места находятся далеко от сцены, следует взять с собой театральный бинокль.

В кассе можно получить консультацию кассира о спектаклях, расценки и наличие билетов в кассе, а также не надо стесняться спрашивать мнение о разных пьесах с афиши и об удобстве мест у других зрителей, находящихся в помещении кассы. После того, как вы купили билет, рекомендуется прочитать пьесу, узнать о её авторе, в результате чего у вас сформируется своё видение пьесы, с которым вы сможете сравнить постановку режиссера, трактовку того или иного образа актером. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его (после окончания или в антракте) с вашим спутником.

Одежда для театра должна быть торжественной. Вечерний туалет и украшения-бриллианты предназначены для оперного театра. Более академичный туалет – на концерт в филармонию и драматический театр. Театр - это особое место, поэтому сюда не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более, в спортивном костюме. В летнее время в театр запрещается приходить в майках и шортах! Прическа должна быть такой, чтобы не мешать зрителям на местах сзади. Неуместны также сумки, предназначенные для улицы, магазинов. Косметика и одежда не должны быть яркими и броскими. При необходимости, взяв с собой более академический комплект одежды и обуви, в театре всегда можно переодеться и переобуться.

В случае недомогания посещение театра следует отложить, чтобы не мешать кашлем, или другими проявлениями нездоровья другим зрителям.

Будем благодарными зрителями, и перед началом спектакля или концерта зайдём с вами на близлежащий Центральный рынок (в понедельник там выходной) за тем, чтобы там купить один (два или более - только приветствуется) букет цветов для понравившихся актрис или актёров. Цветы обычно вручают в завершение всего действия, на поклонах артистов. Обычно зритель-мужчина дарит цветы актрисам. При вручении букета уместно поцеловать актрису в щёчку; актрисам же в возрасте элегантности принято целовать руку. Зрительница-женщина обычно дарит цветы актёрам. При вручении букета уместно пожать руку актёру; допустимо дождаться момента, когда артист поцелует даму в щёчку - самим дамам с поцелуями навязываться не принято. Не исключены и возможны моменты дарения букетов в таком варианте, какой лично Вам нравится. Здесь главное - сохранять рамки приличия. Будем помнить и слова В. Г. Белинского, который: "в каждом актёре думал видеть существо высшее и счастливое - жреца высокого искусства, служением которому он счастлив".

В назначенный на билетах день, мы чуть заранее, обычно за 30 минут до начала входим через главный вход в помещение большой сцены (малая сцена находится чуть далее кассы, на улице Бакунина), чтобы не торопясь пройти вниз раздеться в гардероб. В театр мужчина заходит первым, предъявляя билеты. Получив в гардеробе номерок, его не следует вертеть всё время в руках, а лучше сразу убрать его в карман или в сумку. Здесь же можно взять бинокль напрокат.

После гардероба можно сдать крупные вещи (при их наличии) в камеру хранения, находящуюся там же, рядом с гардеробом.

В случае необходимости можно посетить комнаты для переодевания или туалеты. Комната для курения в театре в настоящее время закрыта. В туалетах, тем более, курить запрещено. Просьба к курильщикам курить только на улице, перед спектаклем или в антракте. Главное: курите, пожалуйста, подальше от главного входа в ПДТ или не курите совсем.

Поднявшись наверх, можно много фотографироваться на всех этажах и в зрительном зале театра. Вас ждёт и зрительский буфет. По сравнению с Москвой или Парижем цены вполне умеренно-доступные.

Вход в зрительный зал обычно начинается после первого звонка. Лучше сразу же отключить мобильные телефоны или поставить их в режим "без звука". При необходимости можно показать билет доброжелательным капельдинерам и поинтересоваться у них, как лучше нам пройти на свои места. Необходимо иметь запас времени, чтобы занять свои места до третьего звонка. Только в ложу можно входить, когда в зале погаснет свет. Вход после третьего звонка в зрительный зал категорически воспрещён!

Мужчина также проходит первым на своё место, за ним следует женщина. Проходить следует лицом к сидящим, причем извиняться при этом не следует. Если проход узкий, то сидящие должны встать. Женщины могут не подниматься. Не следует разглядывать публику в бинокль, одалживать бинокль у соседей, рассказывать им содержание пьесы. Если место занято следует обратиться к дежурной по залу.
Если вы опоздали следует пройти на ярусы или балкон, независимо от купленного места. Если свободных мест нет, следует постоять у двери до антракта, после которого нужно занять свои места.
Если в театре вы встретили знакомых, то если они близко к вам – поздоровайтесь, если далеко – просто кивните.
Во время спектакля запрещается шуметь. Никаких громких комментариев или замечаний вполголоса во время спектакля делать также не следует. И уж тем более непозволительно во время действия что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т. д.

В оперном театре или на оперном спектакле после удачных арий приняты овации. На концерте, если исполняется пьеса в нескольких частях, аплодировать между отдельными частями музыкального, камерного или симфонического произведения не принято; только после завершения всей пьесы музыканты ждут Ваших проявлений восторга или неудовольствия.
В антракте – можно остаться в зале, или выйти. Если спутница не хочет выходить – мужчина должен остаться с ней. Совершенно недопустимо покидать зал во время действия. Можно уйти из театра только в антракте, до начала второго действия, если пьеса не понравилась. Если решили остаться, то не следует своим видом или репликами мешать окружающим.

В это же время можно купить в зале и программки на спектакли. Цены обычно по 20 руб., программки на гостевые спектакли могут быть и 100 руб., или их не бывает совсем. Вход в зрительный зал после третьего звонка не разрешается - это практика, принятая в большинстве театров России и за рубежом. Приходите вовремя.

Не следует фотографировать во время спектакля или концерта. Фотографировать обычно разрешено только поклоны артистов.
Не следует сразу бежать в гардероб, пока не закончилось действие и актёры не вышли поклониться. Ведь мы всякий раз, побывав в гостях, прощаемся с хозяевами? Поэтому следует выходить из зала только после того, как актёры покинут сцену.

Таким образом, подведём итоги.

Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной.

Если мужчина и женщина отправляются в театр вместе, им следует заранее согласовать форму одежды, чтобы гармонично дополнять друг друга.

Перед тем как отправиться в театр, не следует употреблять чеснок: этот запах неистребим. Вообще, сильных запахов следует избегать, потому что резкий и сильный запах даже очень дорогих и хороших, с вашей точки зрения, духов может вызвать у соседей в лучшем случае головокружение, а в худшем — приступ у соседа-астматика. А представьте, что будет, если в замкнутом пространстве зала смешаются десятки ароматов? Поэтому духами нужно пользоваться в меру.

В будний день, если вы знаете, что вам не представится возможность съездить домой и переодеться перед спектаклем, на работу следует отправляться чуть более празднично одетыми. Женщины могут преобразить свой деловой костюм и сделать его более нарядным, дополнив всевозможными аксессуарами. Мужчинам достаточно надеть темный костюм, светлую рубашку и галстук.

Особенно нарядной должна быть одежда, если вы идете на вечерний спектакль по особому приглашению. В таком случае дамам положено надевать вечерние туалеты, а кавалерам — смокинги.

В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать мужчину в театр, но в любом случае билеты и номерки всегда должны быть у мужчины.

Первой в театр входит женщина, причем мужчина открывает перед ней дверь.

Мужчина (или приглашающий, если в театр идет целая компания) держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает приглашенных в фойе перед собой.

Войдя в фойе, мужчины снимают головные уборы, а при выходе надевают их только в дверях. В гардеробе мужчина помогает спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки мужчина оставляет у себя. Номерок кладет в карман, чтобы не уронить его и не потерять.

Не принято носить номерок от гардероба на пальце, как кольцо.

Мужчинам не следует разглядывать свою спутницу в тот момент, когда она приводит себя в порядок перед зеркалом.

Дамам перед спектаклем не следует освежать свои духи.

Бестактно разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра во время антракта, а также заниматься своим туалетом в зрительном зале.

В любом гардеробе есть зеркала. Здесь, если есть необходимость, можно поправить свой внешний вид.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе.

Также перед спектаклем мужчина должен купить даме программу. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не, позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с края.

Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.

В зрительный зал мужчина входит первым. Показав билеты капельдинеру, он пропускает женщину, которая идет к своему месту первой. Если же служащий театра не провожает зрителей к местам, кавалер идет чуть впереди, показывая дорогу. К своему месту нужно проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство. Но так принято только в европейских странах, в американских театрах принято проходить вдоль ряда лицом к сцене.

Если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно. Если же проход узкий, вежливость предписывает встать и пропустить проходящего.

Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. Усаживаясь, дама может лишь слегка придержать свое платье. Поднимать его, заворачивать недопустимо, поэтому разумнее надевать в театр туалеты из немнущихся тканей.

Сиденье кресла следует опускать бесшумно, а вставая, не ударять его о спинку кресла.

Если в театр пришли две пары, то первым по ряду идет мужчина, за ним — женщины, замыкает шествие второй мужчина. Так и садятся: женщины посередине, мужчины — по краям, причем обычно женщины рассаживаются так, чтобы не сидеть рядом со своими спутниками.

Если театр посещает более многочисленное общество, то первым между рядами проходит мужчина, а за ним — женщины и мужчины через одного, последним проходит также мужчина. Таким образом, женщины не рискуют оказаться рядом с незнакомыми людьми. Если вы пригласили друзей в театр, то о порядке рассадки можно договориться заранее. На боковые места, расположенные рядом с проходом, садится мужчина.

В европейских театрах принято, чтобы дама располагалась справа от кавалера. Но если место дамы оказывается у прохода и ее могут задеть или толкнуть, если с ее места хуже видна сцена, если перед дамой широкая спина или пышная прическа другого зрителя, — кавалер обязан предложить даме свое, более удобное место. Право дамы выбирать: принять его любезное предложение или, поблагодарив, вежливо отказаться. И в том, и в другом случае она не нарушает правил приличия.

Опаздывать в театр неприлично.

В ложу можно входить, когда гаснет свет.

В ложах передние места предоставляются дамам. Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, даже незнакомая, сидела в ложе позади него. Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, он должен предложить свое место одной из них.

В случае отказа со стороны женщины, он должен настоятельно просить ее об этом. Если она отвечает отказом вторично, то настаивать больше не следует. Если же дама приняла это любезное предложение, то она должна расположиться так, чтобы дать возможность сидящим во втором ряду мужчинам видеть сцену.

Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих сзади, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит:- «Да, немного», головной убор следует снять.

Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зрителю вежливо попросить снять шляпу. Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, сидящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют иногда дамские прически — бывает, из-за них не видно сцены. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно и учитывать этот момент.

На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения; во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».

Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты — предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места.

Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Если вы встретили в театре знакомого и захотели сесть вместе, можно предложить своему ближайшему соседу поменяться местами, но только на равноценное или лучшее место. Если ваши места менее выгодные, обращаться с такой просьбой нельзя.

Увидев издали знакомого, неприлично привлекать его внимание размахиванием рук и криками. Принято обмениваться поклонами.

Рукопожатием обмениваются, если при этом не беспокоить зрителей. Разговоров и выкриков при этом также не допускается. Все делают в полтона и не через головы сидящих.

Если к даме подходит знакомый — она не обязана знакомить его со спутником. Мужчины просто обмениваются поклонами.

Если знакомый подходит к мужчине, то он должен встать. Обмен приветствиями не обязывает представлять гостя своей спутнице. При более длительной беседе учтивость обязывает это сделать.

Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. В Европе после первого акта в партер не пускают.

Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.

Служащие театра в этом случае обычно отправляют опоздавших на балкон, где сесть можно только на свободные крайние места. Если в числе опоздавших есть дама, мужчине, сидящему недалеко от входа, следует уступить женщине свое место, но только, если это не потревожит окружающих.

Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать.

Нельзя высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь. Смех, аплодисменты уместны, как реакция на смешные реплики или ситуации в комедийных спектаклях.

Недопустимо подпевать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами, барабанить пальцами или дирижировать.

Не принято во время спектакля вслух обсуждать недостатки чужого поведения.

Если кто - то мешает вам своими разговорами или действиями, можно попросить вести себя потише. Делать замечания или отчитывать — не стоит.

Некоторые особо чувствительные натуры во время сильных, патетических мест на сцене не могут удержаться от слез — неучтиво осуждать таких людей или насмехаться над ними.

Сидеть в театре принято прямо, спокойно и не менять позу каждые пять минут, так как те, кто сидят за вами, вынуждены будут также менять свое положение, чтобы видеть происходящее на сцене.

Влюбленным не следует сидеть в театре со склоненными друг к другу головами — это причиняет неудобства сидящим позади. Также они не должны явно выражать свои чувства на людях.

В театре принято полностью садиться на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла. Укладываться в кресле, как в шезлонге, полулежа, по меньшей мере, некрасиво.

Не следует класть руки на оба подлокотника кресла: ваш сосед тоже захочет облокотиться.

Нельзя опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами.

Не рекомендуется закидывать ногу на ногу (можете задеть и испачкать соседа), сидеть, широко раздвинув ноги.

Не разглядывайте в бинокль других зрителей.

Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на сидящих в партере.

Не используйте программки вместо веера.

В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.

Неприлично во время спектакля постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене, или просить программу.

Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров.Отключите сотовый телефон!

Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками.

Даже если спектакль неудачен, громкие негативные суждения на этот счет — дурной тон.

Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта.

Свое мнение о чьем-либо туалете, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах также принято высказывать в антракте приглушенным тоном.

В антракте можно выйти в вестибюль. Курят в специально отведенных для этого местах.

Если дама хочет остаться во время антракта на месте, кавалер остается с ней. Если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает ее.

Если женщина не выражает твердого намерения просидеть весь перерыв, то мужчина должен предложить ей прогуляться.

Можно прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила приветствий, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко.

Разглядывать людей, прогуливающихся по фойе, бестактно.

Можно навестить своих друзей, сидящих в других ложах.

Можно отправиться в буфет. Если кавалер с дамой, он обязан сопровождать ее туда и заботиться о ней.

Награда актерам — аплодисменты зрителей, поэтому если вам нравится — не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.

Аплодировать принято:
    - после поднятия занавеса;
    - перед началом оперы или балета;
    - при появлении дирижера за пультом;
    - при выходе на сцену известного актера или певца;
    - после некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах;
    - после трудных арий или блестящего исполнения сложных мест в опере или балете;
    - после окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера;
    - в начале исполнения, если исполнитель начинает петь (танцевать) по просьбе зрителей;
    - на симфонических концертах аплодируют не после каждой части, а после исполнения всего многочастного произведения (если вы не уверены, что это конец, не спешите хлопать, следите за дирижером: когда он поворачивается лицом к залу и начинает раскланиваться, тогда и наступает момент для аплодисментов);
    - в театре сатиры, комедии — после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания;
    - в цирке — после захватывающего дух выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера;
    - на концерте солиста при исполнении целого цикла песен — после каждой песни, а на концерте джазового оркестра — после понравившегося сольного выступления, независимо от того, продолжает играть оркестр или нет.
Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами.

Если спектакль понравился — восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену.

Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков:- «Браво!», «Бис!».

«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера — преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, вкладывается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Букет отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считается неприличным.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб.

Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой. Молодой человек, встретив в театре знакомую девушку, должен предложить проводить ее, если за ней после спектакля никто не пришел. Если есть желание и возможность, обсудить спектакль можно за ужином в каком-нибудь уютном ресторанчике.

Необходимо также учитывать, что посещение Вами любого театра повышает обычно уровень Вашего интеллектуального развития, но в каждом случае Вы должны знать, что такое театр, любить театр и часто посещать его. Идеально, если каждую неделю вы с мужем или с женой, с другом или подругой, с детьми, все вместе или каждый отдельно - идёте театр! Нормально, когда вы посещаете театр 1-2 раза в месяц. Недостаточно, если в театре вас видят несколько раз в год. Надо любить театр и часто посещать его, ведь, как писал Ф. Вольтер, "театр поучает так, как этого не сделать толстой книге". И уж тем более, это недоступно Интернету.

От всей души я желаю Вам приятно и с пользой провести время в этом замечательном театре - одном из лучших театров в России!



 




Нефёдов Вячеслав Виктор.
Нефёдов Вячеслав Виктор.
Театрал
Театрал

Сообщения : 108
Дата регистрации : 2013-01-20
Возраст : 54
Откуда : Москва

http://belinskij.kupec.cz/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения